Школа Александр Викторович

Александр Викторович, Ваш уникальный научно-исследовательский опыт накапливался не одно десятилетие. А как все начиналось?

Все начиналось в 1966 году с натурных исследований анкерных конструкций причала Ильичевского морского торгового порта, лабораторных исследований с применением изотопов, проектирования установок для испытаний и, конечно с практического опыта работы бетонщиком, мастером, прорабом строительного участка.

При столкновении двух мнений возникает трение, а значит и реакция – горение. Кто помог разжечь факел, который осветил Ваш научный путь?

Мне очень повезло с учителями и коллегами. Это, прежде всего, доктора технических наук, профессора – специалисты в области морского гидротехнического строительства – Костюков Виктор Дорофеевич, Шихиев Фуад Максимович, Яковлев Петр Иванович, Никеров Павел Степанович, Мазуренко Леонид Васильевич. Всех перечислить невозможно. Глубокая им признательность и благодарность за поддержку начинаний в научных исследованиях.

Защита Вашей докторской диссертации, посвященной основам и расчетным методам инженерной диагностики портовых гидротехнических сооружений, проходила совсем не просто.

Да, Вы абсолютно правы. На защиту докторской вышел с одним отрицательным отзывом официального оппонента и двумя отзывами официальных оппонентов, где окончательная формулировка заключений предполагалась во время защиты. Однако после защиты все три оппонента отозвались о работе в весьма положительных позициях. Это беспрецедентной случай. Ни до защиты, ни в последующий период мне не известна ни одна из аналогичных защит докторских диссертаций.

Несколько слов о Вашей практической инженерной деятельности в морском гидротехническом строительстве.

Действительно, помимо заведования кафедрой ОГАСА, за последние тридцать лет обследованы и осуществлены наблюдения за гидротехническими сооружениями практически во всех крупных портах бывшего Советского Союза.

В качестве главного инженера проекта Международной ассоциации гидротехников водного транспорта запроектированы крупные перегрузочные комплексы в портах Украины и России общей протяженностью около 5 км. Выполнены десятки экспертных заключений и рекомендации по дальнейшей технической эксплуатации причальных и других гидротехнических сооружений. В частности, в свое время были сформулированы предположения по берегоукреплению юго-восточной оконечности острова Тузла. В настоящее время, выполнены предпроектные проработки по мощному аван-порту для переработки контейнеров в Ильичевском порту. Разрабатывается заключение о конструктивных решениях ограждающей дамбы глубоководного судового хода Дунай – Черное море на украинском участке дельты и т.д.

Преимуществом инженерной деятельности ученого, на мой взгляд, является возможность внедрения результатов научных исследований, новых, конструктивных решений, что удешевляет строительство и повышает его эффективность.

В прошлом году кафедра механики грунтов и надежности сооружений, которую Вы возглавляете, отметила десятилетний юбилей. Что, а главное с кем, удалось осуществить за эти непростые для всех нас годы?

Кафедра была создана в 1993 г., причем на голом месте: ни материальной базы, ни кадров, ни лабораторий, необходимых для учебного процесса, не было. Это позволило создать молодой дружный коллектив, который успешно, на мой взгляд, реализует учебный процесс и научные исследования на кафедре.

Кафедра сотрудничает с большим количеством организаций, сопровождающих строительство. Прежде всего, это Госстрой Украины, НИИСК, НИИСП, Регистр судоходства Украины, Укрморпорт, металлургический комбинат им. Ильича, морские и речные порты и организации берегового строительства.

Александр Викторович, создание Одесской региональной комплексной лаборатории НИИСК позволило привлечь сотрудников кафедры к решению различных проблем на ряде уникальных объектов. Какие из них наиболее интересные?

Конечно, это Успенский собор Киево-Печерской лавры, Одесский оперный театр, Золотоверхий собор Михайловского монастыря, Южный железнодорожный вокзал в г. Киеве, Станислав-Аджигольские маяки (конструкции Шухова В.Г.) и т.д. При этом, в качестве исполнителей работ привлекаются не только сотрудники кафедры, но и ведущие ученые ОГАСА, ОНМУ, Приднепровской ГАСА, Полтавского НТУ и др.

В следующем году Украина планирует присоединиться к Болонской конвенции по высшему образованию. Для страны – это еще один шаг на пути в Европу, а для людей – признание их дипломов на Западе. Как вы оцениваете эти процессы, будет ли получен качественный прорыв в системе образования.

Качественный прорыв в системе образования определяют преподаватели, непосредственно обучающие специалистов. Позиции Болонской конвенции, на мой взгляд, меняют ступени и форму аттестации студентов, и мало влияют на качество образования. Поэтому ожидать революции при введении конвенции, видимо не следует. Вместе с тем хотелось бы отметить, что качество образования по строительным специальностям в ОГАСА выполняется на высоком уровне, который вполне соответствует, а в некоторых направлениях превышает западный уровень. Поэтому вполне логично признание наших дипломов за рубежом.

Однако оплата преподавательского труда, мягко говоря, желает оставлять лучшего. Это не обуславливает перспективный рост квалификационного уровня молодого преподавательского состава, со временем доктора технических наук могут исчезнуть как мамонты.

Отсутствие дорогостоящего современного геотехнического оборудования ограничивает возможности украинских специалистов. Есть ли выход из этой ситуации?

Действительно, большинство заводов, производивших оборудование для геотехнических лабораторий, размещено в Российской Федерации. На сегодняшний день оно уже слабо отвечает современным потребностям специалистов. Поэтому, например, оснащение лаборатории НИИСК для выполнения испытаний грунтов Чернобыльской АЭС выполнялось английскими фирмами. Геотехническая лаборатория металлургического комбината им. Ильича в настоящее время прорабатывает вопрос создания лабораторной базы на основе продукции итальянских фирм.

На мой взгляд, выходы из этой ситуации есть. Первый, на сегодня, это тесное сотрудничество научно-исследовательских организаций с современными геотехническими лабораториями, которых в Украине весьма мало. Второй путь, это поэтапное оснащение региональных комплексных лабораторий НИИСК современным оборудованием на основе лизинга.

Одесса – колоритный город, а одесский юмор помогает находить выход, казалось бы, из безвыходных ситуаций. Удастся ли нам сохранить уникальную архитектуру прекрасного города?

Я – одессит. И этим все сказано. Но никакой юмор не заменит необходимых затрат на реновацию памятников исторической застройки центральной части города Одессы.

В 2001 году Одесская региональная комплексная лаборатория НИИСК обследовала 12 исторических памятников, примыкающих главным образом, к Приморскому бульвару. Результаты весьма плачевны, т.е. без осуществления специальных инженерных мероприятий, причем в экстренном режиме, многие памятники исторической застройки центра Одессы будут потеряны.

Александр Викторович, Вы энтузиаст своего дела, которому отдаете 24 часа в сутки. Был бы у Вас двадцать пятый час – чему бы Вы его посвятили?

Отдыхал бы, вместе с друзьями люблю на плотах сплавляться по рекам, петь под гитару, туристские альпинистские песни.

Сейчас разрабатывается новый ДБН В.2.1-04 «Основи та фундаменти будинкiв i споруд». Каким должен быть данный нормативный документ по Вашему мнению?

Не таким, как это следует из содержания, предоставленного разработчиками, поскольку в состав этого документа включено новое строительство, реконструкция и вопросы технической эксплуатации. Это явно перегружает нормативный документ по сравнению с предыдущим СНиП. Особое внимание, на мой взгляд, следует уделить высотному строительству, а также строительству на береговых зонах водоемов и в других сложных инженерно-геологических условиях.

Учитывая необходимость приведения нормативной базы к требованиям ЕС, регламентную часть документа целесообразно соотносить с соответствующей главой Еврокода. Вопросы реконструкции, восстановления и технической эксплуатации разумно вынести в другие нормативные документы.

В целом, для успешной разработки ДБН, видимо, следует значительно расширить рабочую группу и координационный совет с целью привлечения максимального количества специалистов из различных регионов и обеспечения всесторонней экспертизы ДБН.

Что бы Вы посоветовали тем молодым людям, которые только стали на сложный геотехнический путь?

Успехов. Это интересная область знаний, практически всегда требующая нетрадиционного мышления и отработки оригинальных решений.

Чем является для Вас медаль Н.М. Герсеванова, которой Вас наградили?

Эта медаль присуждается Российским обществом по механике грунтов, геотехнике и фундаментостроения, иностранным членом которого я являюсь. Это очень дорогая награда, которая свидетельствует о признании моего вклада в геотехнику коллегами-профессионалами.

С кем из коллег – геотехников Вы дружите?

Практически со всеми в Украине, России, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, Армении, Польше, Латвии, Эстонии. Называть конкретные фамилии не могу, поскольку места мало и опасаюсь кого-нибудь упустить.

Александр Викторович, какая одесская шутка Ваша любимая?

Одессизм – это оригинальный пласт культуры, поэтому выделить единственную шутку в качестве любимой невозможно.

Однако шикарные монологи тети Сони приводят меня в восторг, особенно когда их слышу живьем в одесских дворах.

Какие Ваши планы на следующие 60 лет?

Помереть как можно позже и сразу. Не рассматриваю 60-летие как рубеж, а пенсию трактую как слабую компенсацию на приобретение вина, недопитого в молодости.

Спасибо за беседу. Александр Викторович, редакция и редколлегия журнала «Свiт геотехники» поздравляет Вас с юбилеем, желает крепкого здоровья, творческих успехов, многих лет активной научной деятельности.

 

«Свiт геотехники» №3 2004 г.

Беседу вел главный редактор Шокарев В.С.