Экскурсия в музей ПГУПС императора Александра I и неформальное обсуждение вопросов сейсмостойкости
Т-воСибГт-в приняло участие в культурной программе 8-х Савиновских чтений. Для участников Научного семинара, посвященного 110-летию доктора технических наук, профессора Олега Александровича Савинова 5 февраля 2020 г. была организована экскурсия в музей Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I, после чего в кафе университета состоялось неформальное обсуждение вопросов сейсмостойкого строительства.
Музей ПГУПС расположен в Дворце Юсуповых на Фонтанке. Это памятник классицизма архитектуры XVIII века. Он был построен в 1789-1793 гг. архитектором Джакомо Кваренги в загородной усадьбе семьи князей Юсуповых на месте старого деревянного особняка в стиле барокко. В нем разместились картинная галерея, собрание скульптуры и библиотека, вывезенные Н.Б. Юсуповым из Франции в связи с революцией в 1789г. Сам Николай Борисович поселился в нем после женитьбы на племяннице князя Г.А. Потемкина-Таврического Татьяне Васильевне.
Когда Юсуповы разошлись в 1810 г. он был продан в казну «за безделицу в 300 тысяч рублей ассигнациями» для размещения учрежденного особого высшего училища «дабы на будущее время не нуждаться в инженерах». В здании разместился Институт корпуса инженеров путей сообщения.
Во дворце также жили также министры путей сообщения Российской империи, и по приказу императора Александра I был заложен музей в качестве подразделения Корпуса инженеров.
Классический снаружи внутри дворец оформлен по-разному: в оформлении отдельных кабинетов чувствуется восточный стиль, в других – итальянский, некоторые комнаты в стиле барокко, другие – рококо, есть помещения с духом декаденства.
Сейчас музей железнодорожного транспорта – один из старейших технических музеев мира. Основные исторические мотивы экскурсии были связаны с Августином де Бетанкур-и-Молина (Августином Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур-и Молина) – испанским и российским государственным деятелем и ученым, инженером-механиком, генерал-лейтенантом русской службы, строителем, архитектором, создателем и генеральным инспектором Института Корпуса инженеров, организатором высшего инженерного образования и транспортной системы Российской империи.
Как писал Августин Августинович Бетанкур: «Цель института снабдить Россию инженерами, которые, прямо по выходе из него, могли бы быть назначаемы к производству всяких работ в Империи».
Экскурсия завершилась в кафе ПГУПС императора Александра I, где ее участники за обедом продолжили заседания семинара обстоятельным неформальным обсуждением проблем и перспектив сейсмостойкого строительства (а также некоторых других вопросов динамики грунтов и сооружений). В обеде и обсуждении достигнутых результатов и планов совместной научной и практической деятельности вместе с Т-воСибГт-в приняли участие специалисты из СПб, Москвы, Екатеринбурга и Республики Казахстан