Школа Александр Викторович

Школа Александр Викторович, 1944 года рождения, родился в Соликамске Пермской области, где в войну отец - военный, инженер, выпускник Ленинградского института инженеров промышленного транпорта 1937 г. строил по службе пороховой завод, или заводы - не знаю.

Технологии производста пороха и бумаги отличаются мало. После войны эти заводы были переориентированы на бумагу, и, кто помнит, большинство ученических тетрадей послевоенного детства были производства Соликамского бумажного комбината.

В 1945 г., после войны, родители привезли в Одессу, но недолго юг, Чёрное море радовали их. В 1949 г., опасаясь рецидивов завершения сталинской эпохи, оставив квартиру в Одессе на броне (как тогда говорили), офицер с семьёй поехал служить и строить стекольный завод на Колыму, поселок Стекольный Магаданской области, позже Магадан в системе военнизированного строительного треста Дальнего Востока - Дальстрой. Охотское море, конечно, впечатляет: от приливов, отливов, до неба синего и рыбы, такого на югах нет.

Окончательно вернулись в Одессу в 1957 г. К чему об этом. За десятилетку учёбы пришлось учиться в семи школах. Учился отвратительно. Не знаю, как бы сложилась судьба, если бы не встретил в последней школе Вербук М.А. - одесскую еврейку, математичку, классного руководителя. Она к хулигану нашла подход, тот стал первым в классе, полюбил точные науки, завершил школьные годы в 1961 г. отличной учёбой, аттестат с двумя четвёрками. С благодарностью поминаю её.

В том же году поступил на вечернее отделение факультета ПГС Одесского строительного института (сейчас ОГАСА) и на работу бетонщиком в строительный трест Черноморгидрострой, который строил морские гидротехнические объекты в портах Чёрного моря.

В 1963 г. призван в армию, стройбат, под Ригу (Латвия, Скрунде, Вайноде), на строительство ракетных баз стратегического назначения. Служил мастером стройучастка. Инженерный персонал - офицеры, были преимущественно выпускниками питерского ВВИТКУ, морские строители. По сей день, с благодарностью вспоминаю майоров Пономарёва, Окунева, Мосолович и др. Рядовой состав из России, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Узбекистана, Казахстана и т.д. Мастера стройучастков работали в две смены, как говорили, без подмены. Великолепная строительная школа, позже основательно пригодилась.

Остров Тузла, 2004. В.Б. Егоращенко, И.С. Пасечник и А.В. Школа

Остров Тузла, 2004 г. Режимная зона проезда автотранспорта. МАГВТ. Инженерные мероприятия по стабилизации уреза. Егоращенко В.Б., Пасечник И.С., Школа А.В.

После службы завершал обучение в другом вузе - Одесском институте инженеров морского флота (ОИИМФ, сейчас ОНМУ), вечернее отделение факультета ГС которого с отличием закончил в 1969 г., одновременно работая в научно-исследовательских лабораториях ЧерноморНИИпроекта лаборантом, и.о. инженером, м.н.с., где с 1967 г. опубликовал в соавторстве первые научные работы. В соавторах тогда были: Костюков В.Д. - аспирант, позже д.т.н., проф., директор Черноморниипроекта, Союзморниипроекта; Амбарян О.А. - начальник отдела гидросооружений Одесского порта, позже зам. начальника Черноморского пароходства по капстроительству, к.т.н., проф., проректор ОГАСА, Мазуренко Л.В. - аспирант, позже д.т.н., проф., ректор ОГАСА и т.д.

Обратите внимание на премственность и связь производства, науки, образования, науки и практики в те годы. В 1970 г. поступил а аспирантуру ОИИМФ на кафедру водные пути и порты по приглашению руководителя диплома Шихиева Ф.М., зав. каф., д.т.н., проф.

Каждый из перечисленных специалистов заслуживает благодарную память, низкий поклон. К сожалению, многих нет. Особо, хочу выделить Костюкова В.Д. и Шихиева Ф.М., а также Яковлева П.И. Причём с разными характерами и подходами к людям, обстоятельствам и решениям научных, инженерных и практических проблем.

В 1972 г. тогда аспирантом, впервые зашёл в аудиторию преподавателем ОИИМФ, в этом году будет 45-летие.

Одесса, 2004 г. Школа Александр Викторович - 60 лет.

Одесса, 2004 г. Школа Александр Викторович - 60 лет ! 5-ая Всеукраинская научно-техническая конференция "Механика грунтов, геотехника и фундаментостроение".

В 1974 г. защитил кандидатскую диссертацию в ОИИМФ по тогда свежим, вероятностным методам расчёта в проектировании морских портовых сооружений. По сей день это направление требует тщательной и объёмной информации о главных факторах воздействия на сооружения и о свойствах строительных материалов, которых обычно нет или мало. Реализация вероятностного направления в нормах пока заложена слабо, на уровне исходных параметров расчета, и за рубежом, также в постсоветских странах и в России.

В 1977 г. получил звание доцента, начал интенсивное знакомство с научными школами, тогда СССР. Докладывал работы на многих конференциях в Москве. На Балтике, Прибалтике, Севере - Ленинград, Рига, Вильнюс, Таллин, Мурманск. В Сибири - Самара, Челябинск. В Средней Азии - Ташкент, Бишкек. В Крыму - Севастополь, Керчь, Ялта. Новороссия - Новороссийск, Донецк, Мариуполь, Бердянск, Николаев, Херсон и др.

Также ездил в командировки для заключения и выполнения исследовательских хоздоговоров кафедры ОИИМФ с морскими, речными портами и пароходствами. В период 1980-85 гг. ездил работать летом на Крайний Север за полярный круг. Во главе студенческих отрядов, на строительстве жилья в Амдерму, Чокурдах. Хорошая для студентов, будущих строителей рабочая производственая практика. Атлантический океан, Карское море впечатляют. Холод и летом крутой, в телогрейках и таких же штанах. А небо серо-волчье, с оттенком садизма. Такого на Колыме нет, а на югах тем более.

В 1987 г. защитил докторскую диссертацию по теории надёжности и инженерной диагностике морских гидротехнических сооружений. Помимо развития вероятностной трактовки факторов и эксплуатационных параметров надёжной и длительной службы сооружений, рассмотрел влияние анизотропных свойств дискретных грунтовых засыпок и основания на боковое давление грунтов и общую устойчивость оснований. Экспериментально получил годографы прочностной анизотропии морских песков в некоторых портах. Рассмотрел также деформативные задачи нелинейной теории фильтрационной консолидации слабых глинистых водонасыщенных оснований (илов) под нагрузками. Было проведено много разных экспериментов.

До защиты, в период и после серьёзную поддержку получил от ныне покойного учёного-труженика зав.каф. ОИИМФ, проф., д.т.н. Яковлева П.И. и проректора по науке проф., д.т.н. Никерова П.С.

Москва 2005 г. Выступление на Герсевановских чтениях РОМГГиФ.

Москва, 2005 г. Выступление на Герсевановских чтениях РОМГГиФ.

При подготовке, в период защиты и после, в основном осенью, переходящую в зиму, в Питере угнетал неизменный дождь, ветер с Финского залива, пронизывающий любую одежду, и темнота, темнота. Зато летом, безвременье, белые ночи. Нева, чистая вода, что слеза, Петергоф, дворцы и т.п. Этого нигде нет, видимо.

В 1989-90 гг. организовал Всесоюзную ассоциацию гидротехников водного транспорта (ВАГВТ), получив добро профсоюза Министерства морского флота в Москве. Устав предусматривал разработку рабочих проектов строительства во всех разделах, авторский надзор за строительством, обследование технического состояния объектов транспортных портов при авариях, повреждениях, завершению нормативных сроков службы для определения пригодности и последующего срока надёжной эксплуатации и т.п. В 1991 г., с развалом СССР ВАГВТ была переименована в Международную (МАГВТ) с распространением статуса за границами Украины, - в Одесском Доме профсоюзов, который позже выжгли националисты с одесситами, на Куликовом поле г. Одессы.

По рабочим проектам МАГВТ построено порядка 7 км причалов в портах, около полусотни береговых зданий и сооружений различного назначения в портах, на судостроительных и судоремонтных предприятих, за 25 лет. Обследовано в них до тысячи зданий и сооружений.

В 1993 г. получил в ОИИМФ звание профессора и приглашение, которое принял от ректора ОГАСА, д.т.н., проф. Мазуренко Л.В., организовать новую кафедру надежности сооружений и механики грунтов на гидротехническом факультете вуза.

Организация новой кафедры на пустом месте требовала обустройства помещений, обеспечения мебелью, учебными лабораториями с энерго-водо-снабжением и необходимыми учебными приборами. Нужно было разработать массу учебных и рабочих планов дисциплин. И наболее сложное, найти специалистов - преподавателей, не только знающих ряд дисциплин, но и способных профессионально подать знания в аудиториях и т.д. На становление кафедры ушло порядка пяти лет, а существовала 12, расформирована в связи с сокращением набора студентов, которое продолжается и сейчас. Украине не нужно в 22 порта столько гидротехников, выпускаемых двумя вузами в Одессе и одним в Киеве.

А.В. Школа и Н.Л. Зоценко

Одесса, 2007 г. Конференция Гидрогео-1. Проф. Зоценко Н.Л. премируется тельняжкой за лучший доклад дня.

С развалом СССР исчезли студенты-иностранцы. После учёбы в Одессе, до сравнительно недавнего времени, они занимали, а кое-где и сейчас занимают ведущие инженерные позиции в портах Балтики, Прибалтики, на Крайнем Севере, Дальнем Востоке, Камчатке. А также, в портах Кавказа, Болгарии, Кубы, Польши, Африки, ряда портов Востоков, Сирии, Алжира и т.д.

В 1993 г. провёл в Одессе с киевским НИИСК первое учредительное собрание УОМГГиФ, которое затем при непосредственном вкладе директора Кривошеева П.И. и его неизменного соратника Козелецкого П.М. и других полностью ввелоУкраину, как страну в ISSMGE.

За период научной, проектной и педагогической работы опубликован 181 труд, из них 22 относятся к монографиям, брошюрам, учебникам и нормам. Наиболее полезные - последние. Вот некоторые:

  • Школа А.В. Несущая способность оснований и боковое давление грунтов анизотропных по сопротивлению сдвигу. Учебное пособие. М. В/О МТИР. 1991. 52 с.
  • Зоценко Н.Л., Коваленко В.И., Яковлев А.В., Петраков А.А. Швец В.Б., Школа А.В., Беда С.В., Винников Ю.Л. Инженерная геология. Механика грунтов, основания и фундаменты. Учебник для вузов Минобр. Украины. Изд. вт. Полтава, ПНТУ. 2004. 568 с.
  • Школа А.В. Проекты развития портов Украины. МАГВТ. Одесса, 2009. 241 с.
  • Школа А.В. Диагностика портовых сооружений. Монография. Астропринт. Одесса. 2010. 592 с.
  • Школа А.В. Боковое давление анизотропных грунтов на сооружения. Монография. МАГВТ. Одесса. 2012. 219 с.

 Мине спросила тётя Соня, шо то за одессит, шо не похвалялся? Та я ответил - тьфу...

Профессиональные награды.

Медаль им. Герсеванова Н.М., награждён РОМГГиФ за научные исследования консолидации морских слабых оснований, монографии. РФ, Москва, 2004 г.

Диплом им. Ухова С.Б., награждён за монографию «Диагностика портовых сооружений» и участие в разработке проектов развития портов Украины. РОМГГиФ, РФ, Москва, 2011 г.

Знак Почётный работник Регистра Судоходства Украины. Награждён за вклад в разработку «Правил технического надзора за гидротехническими сооружениями при эксплуатации и промерными работами», РСУ, Украина, Киев, 2007 г.

Звания.

Избран действительным членом Академии Строительства Украины, отделение механики грунтов, основания и конструкции в сложных инженерно-геологических условиях. Украина, Киев, АСУ, 2006 г.

Избран член-корреспондентом Транспортной Академии Украины, отделение морской транспорт. Украина, Киев, ТАУ, 2003 г.

 

От морских гидротехников водного транспорта юга, Одессы, выражаю благодарность за приглашение на сайт Товарищества сибирских геотехников. Аналогичную благодарность приношу от имени Одесского отделения геотехников УОМГГиФ.

 

Профессор, д.т.н., гендиректор МАГВТ (Международная Ассоциация гидротехников водного транспорта), член Президиума УОМГГиФ (Украинское Общество Механики Грунтов, Геотехники и Фундаментостроения), председатель Одесского отделения УОМГГиФ.

 

А.В. Школа

   г. Одесса, 20.01.2017 г.